На главную

КТО ЧАЩЕ СТАНОВИТСЯ НАРКОМАНОМ

Когда нарколог принимает или консультирует больного, он старается вы-
яснить, чем отличается его анмнез (биография и история болезни) от анам-
неза не страдающих наркоманией. И обычно обнаруживаются одна или нес-
колько из следующих особенностей:
1. Патология беременности (т.е. выраженные токсикозы и перенесенные
матерью во время беременности инфекционные или тяжелые хронические забо-
левания).
2. Осложненные роды (затяжные, с родовой травмой или с гипоксией но-
ворожденного).
3. Тяжело протекавшие или хронические заболевания детского возраста
(не исключая простудных, воспаления легких, частых ангин).
4. Сотрясения головного мозга, особенно многократные.
5. Воспитание только одним из родителей (т.е. в неполной семье).
6. Постоянная занятость одного из родителей (длительные командировки,
деловая загруженность и т.л.).
7. Больной - единственный ребенок в семье.
8. Алкоголизм (запойное пьянство) или наркомания у кого-либо из близ-
ких родственников: отца, матери, реже - деда, дяди, брата.
9. Психические заболевания, скверный характер или частые нарушения
общепринятых правил поведения у кого-либо из близких родственников.
10. Раннее (до 12-13 лет) начало употребления алкоголя самим больным
или злоупотребление больным летучими наркотически действующими вещества-
ми (клей "Момент", растворители, бензин и пр.).
Как видите, список обширный. Конечно, множество не ставших наркомана-
ми людей также имеют в анамнезе один или несколько указанных фактов -
это не фатально ведет к наркомании. Но тем не менее, у них всегда выше
риск заболеть наркоманией даже при однократном употреблении наркотиков.
Еще одна неприятная новость.
Люди, не имеющие в анамнезе ни одной из перечисленных особенностей,
тоже болеют наркоманией.
***
* Я бы разделил все перечисленные особенности анамнеза (назовем их
"факторами-предикторами", как это принято в медицине, или предрасполага-
ющими факторами) на две условные группы - биологические и социальные.
Например, к биологическим относятся факторы 1, 2, 3 и 4; а к социальным
- 5 и 6 и 7. Есть и такие, которые относятся сразу к обоим группам. Это
8, 9 и 10 пункты в нашем списке.
* Риск заболеть наркоманией у тех, кто имеет в анамнезе факторы-пре-
дикторы выше вот почему:
* Биологические факторы напрямую влияют на функциональные возможности
головного мозга, уменьшая его способность переносить интенсивные или
продолжительные нагрузки, причем не только и не столько в интеллекту-
альной, сколько в эмоциональной сфере. Я имею в виду, что если человек с
благополучным анамнезом после более или менее тяжелого удара судьбы лег-
ко сможет собраться, мобилизоваться, вернуться к нормальному ритму жиз-
ни, то перенесшему родовую травму или сотрясение мозга сделать это будет
намного тяжелее. Также тяжелее таким людям сохранять уравновешенность и
хладнокровие в эмоционально-напряженной ситуации.
* Как правило, самим субъектом это осознается не полностью, так как
ему не с чем сравнить свое состояние - в распоряжении имеется только ли-
чный опыт. Иногда люди отмечают, что до травмы они были "спокойнее",
"уравновешеннее" и "энергичнее", но так бывает редко. Обычно наступившие
изменения замечают не больные, а сторонние наблюдатели - не очень близ-
кие, которые встречаются с ними лишь периодически.
* Но на подсознательном уровне травмированный постоянно ищет средс-
тво, которое было бы в состоянии помочь ему, пусть и на короткое время,
вернуть эмоциональную устойчивость или повысить ее. В первое время нар-
котики неплохо справляются с задачей психологической регуляции, увеличи-
вая способность переносить эмоциональные нагрузки. И употребляющие их
становятся увереннее в себе, спокойнее и активнее в жизни. Поэтому для
человека, имеющего в анамнезе биологические факторы-предикторы, случай-
ный или "экспериментальный" прием наркотиков может стать фатальным - не
зная, чем грозит регулярное их употребление, он "заработает" психическую
и физическую зависимость раньше, чем заметит опасность. И такие случаи
нередки.
Иначе с теми, чьи факторы-предикторы относятся к социальной группе.
Конечно, не в 100% случаев, но все-таки довольно часто в семьях, соот-
ветствующих п. 5, 6 и 7 в нашем списке воспитание детей носит либо неси-
стематический, либо гиперпротективный характер (т.е. такой, когда за ре-
бенка все время думают и решают взрослые). Следствием является формиро-
вание социально-пассивной, социально-безответственной личности, ориенти-
рованной преимущественно на потребление и не имеющей желания приклады-
вать значительные усилия для построения своего будущего. Кроме того, за-
частую отсутствует (или является несостоятельной) и программа его пост-
роения - старшие не сумели научить планированию жизни. На фоне отсутс-
твия эффективно контрпропаганды наркотиков, характерном для нашего об-
щества, такая личность беззащитна перед соблазном испытать новые, неиз-
вестные и приятные ощущения, стимулировать воображение, творческие спо-
собности - особенно если речь идет о молодом человеке. В результате на-
чинается регулярный прием наркотиков. Когда приходит понимание, что пора
прекращать наркотизацию (а это рано или поздно осознают все), именно
из-за своих личностных качеств данный индивид не может выполнить непрос-
тую - долгую и трудную - душевную работу для возвращения в русло нор-
мальной, "ненаркоманской" жизни.
Факторы 8, 9 и 10, относящиеся к обеим группам сразу, действуют ком-
бинированно: во-первых, обычно их наличие сопровождается нарушением фун-
кционирования головного мозга - примерно так же, как это бывает после
травм головы; во-вторых, существенную роль играют дефекты формирования
личности, вызванные нездоровым окружением.
* Дело в том, что повреждение головного мозга может быть не только
физической (механической) природы, т.е. травматическим, но и еще и 1)
врожденным (чаще внутриутробным, полученным еще во время беременности,
реже - имеющим наследственный характер) и 2) химической природы - в ре-
зультате острого либо хронического отравления - например, алкоголем в
детском возрасте или (еще хуже) бензином и органическими растворителями,
которые содержатся в препаратах бытовой химии.
* С другой стороны, социальное окружение, позволяющее раннее начало
употребления алкоголя или снисходительно относящееся к нему, обычно
(вольно или невольно) провоцирует подростка также и на прием наркотиков.
***
Хотелось бы еще заметить, что комбинация из нескольких факторов-пре-
дикторов одной или разных групп резко снижает устойчивость индивида к
заболеванию наркоманией. Даже по сравнению с теми, кто имеет только один
фактор-предиктор в анамнезе. То же самое, кстати, относится и к алкого-
лизму.
Вопрос родителей: Как надо воспитывать, чтобы ребенок не стал нарко-
маном? Не знаю. Наркоманами становятся люди с самым разным воспитанием.
Наши коллеги из Всемирной Организации Терапевтических Сообществ, которая
помогает наркоманам и их семьям по всему миру, в ответ на этот вопрос
сказали следующее: "По крайней мере, 1) не злоупотребляйте алкоголем и
наркотиками сами и 2) постарайтесь научить ребенка тому, что не все его
желания должны быть немедленно удовлетворены. Он обязан понимать, что
осуществление его желаний происходит не сразу и не всегда, что для этого
необходимо приложить труд, что в обмен на выполнение желания он должен
нести какую-то ответственность в семье или перед друзьями".
Люди, которые пробуют наркотики из любопытства, но считают для себя
невозможным употреблять их для того, чтобы "расслабиться" или стать бо-
лее интересным для окружающих, как правило, не становятся наркоманами.
Им быстро надоедает состояние опьянения. Если же оно не надоедает, зна-
чит, дело было не в любопытстве.

На главную

Хостинг от uCoz