Компрессоры и лимитеры.

На главную

Компрессия появилась в процессе звукозаписи для того, чтобы помочь звукорежиссеру справиться с проблемой записи живой музки. Например, динамический диапазон большинства симфонических оркестров может превышать 100 dB, а на аудиокассету можно записать звук с динамическим диапазоном около 75 dB. Если бы не компрессоры, звукорежиссеру нужно было бы с дикой скоростью вращать регулятор уровня сигнала и быть достаточно везучим человеком. :) Но, к счастью, существуют компрессоры.

Чтобы понять принцип работы компрессора, необходимо познакомиться с понятием VCA. Компрессор реагирует, когда сигнал достигает определенного уровня. Этот уровень называется порогом. Когда входной уровень сигнала, поступающего в компрессор, превышает порог, блок VCA в компрессоре начинает уменьшать входной сигнал, который выше порога. Количество срезанного сигнала определяется установленным коэффициентом. Если входной сигнал превышает порог, установленный в +10 dB, и коэффициент 2:1, VCA компрессора ограничит входной сигнал до +5 dB.

Большинство лимитеров и компрессоров имеют по крайней мере 3 основных регулятора. Это регулирование порога, коэффициент компрессии и выходной уровень сигнала (output gain). Для того, чтобы понять, как получить наилучшие результаты при обработке сигнала компрессором/лимитером, давайте рассмотрим для начала регулирование порога. Если, например, Вам нужно просто отрезать все пики в сигнале, идущего с синтезатора, нужно всего лишь сыграть самый громкий пассаж и выставить порог для этого уровня. Далее - проверьте мягкие и тихие пассажи. Убедитесь, что индикаторы порога не переключаются. Если они мелькают, то Вы установили слишком низкий порог и Вы скомпрессируете всю Вашу синтезаторную программу целиком (под программой понимается записанный трэк или часть звуковой дорожки). Далее нужно выставить коэффициент компрессии. Заметьте, что если выставить 1:1, то ничего со звуковой программой не произойдет. Если выставить коэффициент 2:1, Вы услышите мягкую компрессию. Коэффициент компрессии нужен для того, чтобы установить соотношение компрессирования/лимитирования(ограничения). Коэффициент компрессии от 2:1 до 6:1 считается низким и это компрессия. От 10:1 и выше - высоким, и это уже лимитер. Хорошие определения компрессора и лимитера следующие:

компрессор - это VCA усилитель, уровень сигнала которого уменьшается, когда уровень входного сигнала увеличивается;
лимитер - это компрессор, выходной уровень которого остается одним и тем же, независимо от входного.

Когда нужно использовать компрессор/лимитер - в большей степени дело вкуса. Специальной теории по этому нет. Acoustic Piano и перкуссивные синтетические звуки хорошо звучат со срезанными пиками. Но будьте осторожны. Если установить порог очень низким, можно получить искажение звука, потому что исказится атака звука. Лучше всего иметь компрессор с регулируемыми аттакой и освобождением (attack/release).

Одна из самых больших ошибок - это компрессирование звука с низким установленным порогом! Несмотря на то, что получается очень специфический звук, вместе с тем добавляется очень много нежелательного шума. Давайте посмотрим, как можно этого избежать. В первую очередь компрессор мы используем для того, чтобы сгладить звук. Это позволяет увеличить громкость инструмента и делает его приятней для слушателя. Особенно применимо к голосу и соло партиям. Вместо простого ограничения пиков, которого можно добиться путем использования лимитера, с помощью компрессора можно управлять динамическим диапазоном звука и регулировать его громкость. Чтобы использовать компрессор, установите коэффициент компрессии от 2:1 до 4:1 и выставьте порог так, чтобы почти все ноты воспроизводились чуть выше этого уровня. Но при этом может появится проблема с шумом. Если звук записан с шумом, этот шум так же усилится вместе с остальным динамическим диапазоном. Поэтому постарайтесь поставить такой уровень порога, чтобы компрессор не захватил шум.

Теперь рассмотрим третий параметр любого компрессора, который упоминали выше: уровень выходного сигнала (output gain). Это наиболее важный параметр. В результате обработки компрессором/лимитером уровень сигнала ослабляется, поэтому его нужно усилить до уровня входного. Будьте осторожны, т.к. на этом этапе так же можно усилить шум, присутствующий в сигнале. Если у Вас нет возможности усилить выходной сигнал, измените положение регулятора порога, т.к. он установлен слишком высоким.

На главную

Хостинг от uCoz