Стерео обработка звука

На главную

Часто приходится иметь дело с монофоническими сэмплами, из которых нужно сделать стерео. Для этого в настоящее время существует множество цифровых эффектов, наподобие SampleSlide или Multi-Tap Stepeo Delay. Но интересного стереозвучания можно добиться, не применяя специфических процессоров или плагинов. Все рассматриваемые здесь способы можно реализовать как на аппаратном (используя "примочки" и студийные процессоры), так и на программном (редакторы сэмплов, программные эффект-процессоры) уровне.

DELAY

Одним из наиболее популярных способов преобразования монофонического звука в стереофонический - это использовать устройство или эффект Delay. Пока не появились цифровые задержки, данный эффект реализовывался на ленточных магнитофонах. И с цифровыми устройствами, и с ленточными технология одна и таже. Обычно для чистого синтезаторного звука устанавливают панораму влево, а обработанный звук через Delay выводят в правый канал или наоборот. В большинстве устройств Delay существует возможность регулирования баланса чистого и обработанного звука. Если Вы установили панораму для чистого звука влево, а обработанного - вправо, то регулятором баланса Вы можете установить соотношение чистого и обработанного звука в правом канале, чтобы добавить желаемую задержку.

Использование управления обратной связью в эффекте Delay - еще одна важная функция. Добавляя некоторое кол-во feedback delay (задержки с обратной связью), обработанный сигнал дольше звучит и придает ощущение перемещения звука из одного канала в другой. С высокими значениями величины обрабной связи можно добиться качество звучания, как в ревербираторах.

Очень важно правильно установить значение параметров Delay эффекта. Например, если установить задержку на 1/4 задержки ноты и темп композиции будет медленнее скорости работы Delay, звучание будет резкое. Если же установить задержку больше, чем темп композиции, звук "размажется" и появиться неприятный эффект эхо. Вот почему важно правильно установить значения времени задержки. Используйте следующую формулу: 60.000/bpm - это значение в миллисекундах для задержки четверти (1/4 ноты). Например, если скорость воспроизведения 120, то 60.000/120 = 500 миллисекунд. Если Вы установите задержку на 500 миллисекунд, Вы получите отличный Delay эффект для звучания четвертей (1/4 нот). Для хорошего звучания восьмых (1/8 ноты), необходимо полученное время поделить пополам (т.е. 250 миллисекунд). Для шестнадцатых - еще пополам, т.е. 125 миллисекунд.

Еще одним интересным эффектом является Ping-Pong Echo. Для получения данного эффекта необходимо иметь 2 эхо устройства и 2 эффекта Delay. Выведите сигнал из синтезатора в канал 1. Выставьте панораму канала по центру. Подключите каждый эхо-эффект к соответствующему Delay эффекту. Выход первого Delay подключите к каналу 2 и установите панораму влево для этого канала, а второго Delay в канал 3 и установите панораму вправо. Установите значения задержек устройств Delay в соответствии с описанным выше способом. Измените значения параметра Echo, чтобы установить уровень чистого сигнала, посылаемого в первый Delay. Измените значение эффекта Echo во втором канале. Также отрегулируйте уровень посылаемого сигнала, идущего со второго Delay в первое Echo устройство. При данной конфигурации хорошее звучание получается при выставлении значений задержки 1/4 ноты для первого Delay и 1/16 ноты - для второго.

HARMONIZER

Очень популярный стереоэффект: установите панораму для чистого сигнала влево, а для сигнала, обработанного гармонайзером с коэффициентом 1.01 или .99, вправо. Опять же многие гармонайзеры имеют регулятор баланса чистого и обработанного сигнала. Можно использовать его для регулирования стереоэффекта.

Другой популярный эффект: установите панораму чистого звука по центру, и примените два гармонайзера: один с коэффициентом .99, панораму которого вывести влево; другой с коэффициентом 1.01, панораму которого вывести вправо. В этом случае получается более плотное звучание. Многократно примененяя гармонайзер с высоким коэффициентом, можно получить звучание Honky Tonk Piano из обычного Grand или Acoustic Piano.

FLANGING/ PHASING/ CHORUS

Технология использования Flanger/Phaser/Chorus такая же, как и в случае с Delay. Чистый звук выводим в один канал, а обработанный - в другой. Регулирование глубины эффекта осуществляется с помощью балансировки чистого и обработанного сигналов.

REVERB

В случае использования эффекта Chorus, установите панораму для чистого звука по центру, а для сигналов, идущих с Chorus эффекта в левый и правый каналы соответственно. Можно попробовать вывести чистый звук с синтезатора в левый канал, а оба выхода из Chrorus - в правый. Применение Chrous придаст эффект движения звука.

В настоящее время практически во всех Chorus эффектах есть параметр Pre-Delay. Наиболее эффективно использовать Pre-Delay для обработки чистого сигнала, поступающего на вход Chorus. Параметры Pre-Delay нужно устанавливать в соответствии с темпом воспроизведения, как это описано в разделе DELAY (см. ранее).

AUTO-PANNING

Всем, кто слышал звучание The Rhodes, знаком эффект пинг-понга между двумя колонками. Такого же эффекта можно добиться с Auto-Panner'ом. Для этого выход синтезатора нужно подключить ко входу Auto-Panner'а. А выходы левого и правого канала Auto-Panner'а к соответствующим левому и правому каналам микшера.

Большинство Auto-Panner эффектов имеют LFO, параметр которого Вы никогда не подгоните под темп своего произведения :). Вместо этого используйте функцию Auto Trigger. Можно посылать на вход Auto Trigger данного эффекта синхроимпульсы 1/4, 1/8, 1/16 ноты, даже триоли с ритм-машинки или другого устройства, синхронизируя его работу с работой внешнего устройства. У некоторых Auto-Panner'ов есть внутренние счетчики, которые, например, считают до 4 триггеров, а затем меняют панораму влево или вправо.

EQUALIZER

Использование эквалайзера - один из наиболее популярных способов преобразования моносигнала в стерео. Многие старые моно записи были перезаписаны в стерео, используя фильтры и эквалайзер. Например, ранние альбомы The Beatles, когда их студийная запись была монофонической. Вы можете создавать свои фильтры с помощью пятнадцатиполосного эквалайзера. Например, в эквалайзере, использующим ползунки регулирования с центрированными значениями 25, 40, 63, 100, 160, 250, 400, 630Hz, 1.6kz, 2.5kz, 4kz, 6.3kz, 10kz, и 16kz, Вы можете установить значения 40, 100, 250, 630, 1.6k, 4k, 10k для левого канала и 25, 63, 160, 400, 1k, 2.5k, 6.3k, 16k для правого, усиливая/ослабляя часть частот для одного канала и усиливая/ослабляя оставшиеся частоты для другого. Если у Вас нет 15ти полосного эквалайзера, тоже самое можно сделать и с 10ти полосным. Главное - ослабить/усилить противоположные частоты для каждого канала, как показано выше. Самый лучший результат можно получить, применяя 3х октавный 27-полосный эквалайзер, но его сейчас сложно найти.

На главную

Хостинг от uCoz