На главную

КАК СДЕЛАТЬ ЗВУК ВОКРУГ

Объемные эффекты можно получить двумя способами: посредством мастеринга или же специальной записи.

Для начала рассмотрим второй случай. Представьте себе следующую картину: изолированная комната, в центре которой по квадрату примерно на расстоянии 15 см друг от друга расположены четыре микрофона. Вы же находитесь в другой комнате с четырьмя колонками, расположенными по углам. Каждый микрофон в первой комнате подключен отдельно к соответствующей по расположению колонке у Вас.

Запустите в микрофонную любого своего знакомого, параметры коего оставляю на Ваш вкус, и заставьте его перемещаться и сопровождать свои движения отдельными звуками (кашлем, разговором и т.п.). В результате у Вас в комнате поселится виртуальный персонаж Вашего знакомого. Это и есть реализация самого чистого 3D -эффекта в мире. Звук будет вокруг Вас. Теперь сделайте расстояние между микрофонами равное метру. Какой эффект сможете получить? Если позиция человека в микрофонной будет совпадать с Вашей, когда он находится между микрофонами, то можно подумать, что его действия передаются на Вас, причем это ощущение очень реальное. Попросите его пройти насквозь микрофонный квадрат - он пройдет через Вас.

Есть этому опыту и более дешевый вариант - Вы в наушниках, а в центре комнаты всего два мирофона, включенных поканально. В результате Вы получите очень схожие ощущения с приведенным выше примером. Но некоторая разница все-таки будет. Она выражена в глубине 3D-эффекта. Хотя, при желании можно ощутить все перепетии звука. При этом может появится некоторая сложность - 3D может разделить звук на два направления: впереди и сзади, причем услышать Вы сможете только одно. В этом состоит вся сложность позиционирования звука в стерео-наушниках.

Как это можно использовать на практике.

Вы, конечно, вряд ли будете устанавливать квадрофоническую систему - она Вам и не очень-то понадобится. Достаточно двухмикрофонной системы. Расстояние между ними можно регулировать в зависимости от того, что Вы хотите услышать. Но лучше затронуть данную тему потом.

Представьте себе гитариста, играющего на акустическом инструменте. Простая студийная одномикрофонная запись берет один результирующий тембр, получившийся в результате множества его составляющих. Ведь посмотрите на длину струны, работу пальцев на грифе, различные перепетии звука в деке - это все воспринимается при натуральном прослушивании в объеме. Простая запись сначала упрощает объемный эффект до моно-звука, а уже потом звукооператор или аранжировщик искусственно придает пространство. Чувствуете недостаток системы?

Двухмикрофонная запись позволит перенести звучание инструмента полностью на звуконоситель, и не надо будет мучаться с задержками, современными программами и т. п. Расстояние между микрофонами выбирается так:

1. Если Вы хотите просто повторить ощущения слушателя, то 15 см вполне достаточно - попросту расстояние между ушей. Причем положение этого самого "слушателя" Вы можете естественно изменять. Например, расположить двойку микрофонов сбоку от музыканта и т.п.
2. Звук вокруг. Микрофоны прижаты друг к другу и максимально приближены к самому инструменту.
3. Звук внутри. Расстояние между микрофонами должно быть больше размера горизонтальной проекции инструмента.

Немного отойдя от изложения теории, расскажу о том, что до сих пор помню как полгода назад получил первый звук-вокруг с помощью весьма хитрого устройства: представьте себе два микрофона по центру, а сверху над ними на веревке висит колонка. Она воспроизводит звук в то время, когда я придаю ей вращение. Это были такие звуки-вокруг... :) А потом, все-таки настало просветление и я решил, что лучше просто крутить микрофоны.

Конечно, двухмикрофонная запись - явление далеко не новое, но при своих опытах я выделил для себя только три серьезно отличающихся разновидности данного метода. Причем для меня подобное звучание было откровением.

Какие преимущества у полученных при специальной записи треков? Их два: во-первых, это натуральное объемное звучание и, во-вторых, в отличие от искусственного метода звук вокруг услышит любой человек независимо от музыкального слуха, формы ушей и всего подобного по чему ведутся сейчас исследования...

Многомикрофонный метод записи хорошо подходит к инструментам сложного пространственного строения. Но, например, для записи простого человеческого голоса он будет бесполезен, если только Вы, потянувшись за натурализмом ощущений, не сделаете следующее действие: поднимите высокие частоты в одном канале. Что должно получится - голос останется практически монофоничен, но появится слабо ощутимый эффект присутствия.

Естественно есть у данного метода и недостатки. Они становятся видны при работе, связанной с созданием полноценных композиций. Дело в том, что полученный Вами такими усилиями объем придется ужимать. Ведь данный инструмент не один. Если Вы пишете барда, поющего просто под гитару - пожалуйста, лучшего не придумаешь, но когда работа посерьезнее и инструментов много - это полный аут, все не вмещается в стерео, а раз не вмещается в стерео, то и в квадро слушаться не будет! На таких альбомов надо будет писать: ТОЛЬКО ДЛЯ НАУШНИКОВ! или что-то в этом роде. Поэтому имеет смысл выделить для себя именно тот инструмент, который будет обладать натуральным пространственным эффектом, а остальное все делать искусственно. Теперь самый раз перейти к мастерингу. Как сделать искусственно пространственный эффект. Здесь два метода: 1. Использование задержек. 2. Схема DC-offset - эквалайзер. Если Вы используете метод задержек, то должны прекрасно понимать, что имеете дело ни с чем иным как с хорусом в объеме. То есть, будет главный трек и производные от него. Если они имеют разные положения панорамы, то, действительно, в силу ряда причин, звук получится объемным. Причем слышаться он будет в той панорамной позиции, в которой находится подающий трек (то бишь, который первый подает звук). Я хочу сказать, что это излюбленный метод многих компьютерщиков, и, действительно, он того заслуживает, но у него есть недостатки. Во-первых, звук позиционируется только по вертикальной плоскости между каналами. Во-вторых, если Вы так обрабатываете голос, то можно потерять половину алфавита. И получится эффект Шуры, в момент его отсутствия. Хотя нет, не эффект Шуры - дело в том, что эффект хоруса, особенно как он реализован на РС, делает звук несколько глуше, что очень плохо сказывается на дикции поющего. К тому же открытый звук, что особо ценно, превращается в закрытый. Я не буду говорить, что метод плох, поскольку и сам его использую, но он не плох, когда на нем собаку съешь и научишься правильно регулировать параметры задержек и положений панорамы. Задержка между каналами уже сделанной композиции дает нормальный топорный объем. Делает из плоского звука пространственный - простому пользователю больше ничего и не надо! Но я еще не встречал человека, который бы делал свою композицию и заранее знал, что по окончании будет применять эффект задержек. Это не правильно - все должно применяться в процессе и каждый трек, его значимость просчитываться заранее, что предостережет от выпуска вторичного некачественного продукта. DC-offset Наверное, почти все звуковые карты не могут записывать звук с ненулевой центровкой фазы звука. Если Вы уже заложили пространственный эффект при записи звука, все конечно отразится, но изменять параметры данного эффекта без функции DC-offset не представляется возможным. Сама функция как Вы поняли, меняет фазовый ноль. Что это дает? В результате изменения данного параметра можно регулировать перемещение звука вперед-назад. Вот тут-то и надо музыкальный слух, форму ушей и прочее - многие этот эффект просто не улавливают. Это конечно очень слабый эффект по сравнению с тем, что можно навернуть в студии со множеством микрофонов, но он тоже оказывается полезным. Для аранжировщика (звукооператора) появляются новые возможности позиционирования звука - добавляется еще одна плоскость. В результате использования данной функции звук можно просто разуплотнять, в наушниках тоже будет сурраунд. Теперь рассмотрим следующий пример: берем простой моно-трек. Дублируем его на вторую дорожку. Разводим по панораме. Начинаем менять в одном фазовый ноль. Я не буду приводить значения, поскольку в каждой программе они свои, но советую хорошо поработать с данной функцией. В результате, Вы должны получить совершенно различные пространственные положения звука при прослушивании в наушниках при изменении значений DC-offset. Этого и следовало ожидать. Теперь, вдоволь насладившись одним треком и присвоив ему какое-нибудь значение, выделите сразу два трека и поработайте с ними - эффект станет намного глубже. После проведенной операции неплохо бы сделать маленькую задержку. Теперь настало время эквалайзера. Сделайте один трек по слышимым частотам чуть-чуть выше. Вот и получился Ваш первый 3D. Теперь Вы можете работать с двумя полученными треками как с одним целым, обрабатывать эффектами и т.п. Позиционирование сохранится. Не забывайте, что в наушниках и в колонках все слышится по-разному, особенно, когда дело касается 3D, поэтому настоятельно советую все время проверять инструменты на слышимость в мониторах. Преимуществом искусственного создания пространственного эффекта состоит в том, что у полученных инструментов меньшая плотность звука. К тому же, при сведении достаточно объемной по количеству инструментов композиции Вам данный метод применять все-равно придется.

На главную

Хостинг от uCoz